KAy (kay1313) wrote in musictalk_ru,
KAy
kay1313
musictalk_ru

  • Music:

Metallica "Death Magnetic"

Ревью заказывали? Нет? Ниипёт, оплачено. ;)



Disclaimer для любителей поспорить: в нижеследующем тексте нет булевых высказываний и строгой логики, это не научная статья. Выдвинутые мысли и тезисы следует читать, мысленно добавляя к ним "в основном", "часто", "как правило" и пр., если явно не очевидно обратное. Пишу это, потому что не хочу объяснять, что единичные контрпримеры, вроде бы противоречащие каким-то высказываниям, не отменяют общей картины, тенденции.

Новую Металлику я по понятным причинам особо не ждал, но как только альбом просочился в сеть, я не преминул воспользоваться шансом и послушать, действительно ли это "старая добрая Метла", или же Ульрих с Хэтфилдом опять всех грязно обманули. Скажу сразу, прослушав Death Magnetic более дюжины раз на протяжении недели: дикого восторга я не испытал, как, впрочем, и горького разочарования. Альбом хороший, и это действительно возвращение к корням (по крайней мере формально), но назвать его гениальным я точно не могу. Впечатления от Death Magnetic неоднозначные и местами противоречивые; результат зависит не только от наблюдателя, но и от контекста, в который альбом помещается этим самым наблюдателем. Давайте разбираться по порядку.

Композиционно альбом неоднороден. Какие-то вещи тяготеют к мутировавшим куплетно-припевным формам, словно были взяты компактные и динамичные трэки с Metallica (он же Black Album), после чего их удлинили раза в полтора-два путём активного копи-пэйста и тасования тем туда-сюда. В плане композиционного развития такие вещи статичны и представляют собой, по большому счёту, громкое, шумное и продолжительное топтание на месте. Это неудивительно, ибо куплетно-припевные формы, развивающиеся за счёт чередования небольшого количества блоков основных тем, превращаются в занудство, если эти основные темы лаконичны, динамичны и чередуются на протяжении не трёх-четырёх, как обычно, а шести-семи минут. Подобные композиционные решения могут сойти с рук либо в случае чередования длинных тем, сыгранных в низком темпе (то есть, если речь идёт о балладе, что, кстати, хорошо демонстрирует Unforgiven III), либо в случае, если тем в такой композиции куда больше, чем две-три.

Death Magnetic частенько балансирует на грани фола, ибо жонглирование сравнительно небольшим набором быстро сменяющих друг друга тем на протяжении семи с половиной минут (средняя продолжительность вещей альбома) рискует утомить слушателя своим занудством, что время от времени и происходит. Есть, конечно же, и композиции типа вышеупомянутой Unforgiven III, в которых чувствуется внутренняя логика и определённый повествовательный стержень, то есть, в которых присутствует какое-то осязаемое композиционное развитие, а не просто чередование набора механически склеенных (пусть и качественно) друг с другом тем. Отдельно хочу отметить десятиминутную инструментальную вещь Suicide & Redemption, полностью отказавшуюся от песенной структуры и поэтому композиционно более сильную, чем все остальные вещи с альбома. Кстати, несмотря на то, что все композиции длинные (кроме последней пятиминутной "забойной" вещи) и в меру сложные, почти все они тяготеют к какому-то одному темпу, что, разумеется, тоже добавляет монотонности.

Архитектоника альбома тоже не вызывает у меня восторгов. Существующие вещи расположены в разумном порядке, образующем некое логическое единство (насколько о нём можно говорить в случае неконцептуального альбома), но сам этот набор вещей не идёт на пользу разнообразию альбома. Для сравнения представьте, что в Master Of Puppets композиции будут идти следующим образом: Disposable Heroes, Master Of Puppets, The Thing That Should Not Be, Welcome Home (Sanitarium), опять Disposable Heroes, опять The Thing That Should Not Be, опять Welcome Home (Sanitarium), опять Master Of Puppets, опять Disposable Heroes (теперь без вокала и вперемешку с кусками Orion), а потом Battery. Не знаю, кому как, а мне такое вряд ли бы сильно понравилось. Часть гениальности Master Of Puppets (с которым, уж извините, далеко не я один сравниваю Death Magnetic) состоит именно в его архитектонике, то есть, грубо говоря, композиционной макроструктуре альбома, из которой, в том числе, и создаётся общее впечатление.

Master Of Puppets был не набором одинаковых вещей с разными темами: там были и закольцовывавшие альбом молниеносные трэшевые "боевики" (Battery, Damage Inc.), и длинные, навороченные и композиционно закрученные прог-металлические вещи (Master Of Puppets, Disposable Heroes), и монументальные, лиричные металлические баллады (Welcome Home (Sanitarium), Orion), и что-то среднее между всеми этими типами вещей (Leper Messiah, The Thing That Should Not Be), причём вещи из одного типа не следовали сразу друг за другом. На Death Magnetic же есть пара баллад (The Day That Never Comes, The Unforgiven III) и один "боевик" (My Apocalypse), а всё остальное, по большому счёту, оказывается в куче под названием "что-то среднее между Master Of Puppets и The Thing That Should Not Be". Эти вещи, может, и замечательны сами по себе, но будучи сваленными в одну кучу, они сливаются друг с другом и теряют заметную часть своей индивидуальности, отличаясь друг от друга разве что используемыми темами.

Раз я упомянул про тематизм, перейдём ко второй части моих рассуждений. Ряд тем альбома исполнен в трэшевой форме. Да, этого просили фанаты группы, мол, надоел ваш грув-рок, хотим трэша. Я такой подход не разделяю, мне главное, чтобы музыка была хорошая, и если стремление к какой-то определённой музыкальной форме, будь то трэш, грув-рок, гангста-рэп или дарк-фолк, является самоцелью для музыкантов, то их музыкальные идеи калечатся на прокрустовом ложе формы, что приводит к расово неполноценным альбомам. Судя по материалу, мне кажется, что Металлика намеренно загнали себя в некие околотрэшметаллические рамки (чтобы соответствовать), и подгоняли материал под эти рамки, а не рамки под материал -- прямая противоположность тому же Master Of Puppets, смачно плюнувшему на привычные в то время рамки металла (и уж тем более на рамки трэша, куда Master Of Puppets ничтоже сумняшеся до сих пор причисляют).

Вообще, в плане тематизма Металлика, политкорректно выражаясь, немного сдала. У группы наблюдается мелодическое истощение, также известное любителям музыки под словосочетанием "группа исписалась". Во-первых, на альбоме есть множество тем, уже использовавшихся Металликой на "классических альбомах". Фанаты называют это "отсылками к великому прошлому", циники "самоплагиатом", я же просто констатирую факт: Металлика постоянно использует свои же темы, немного изменяя их тут и там, но не оставляя сомнений в том, что "это уже было". Полагаю, многим фэнам будет приятно слышать до боли в сердце знакомые Металликовские мелодии, полные драматического минора. Честно скажу, мне тоже в какой-то степени приятно их слышать, потому что кроме них на новом альбоме ничего выдающегося в плане тематизма толком и нет, не считая вкраплений рок-тем в духе Load и нескольких крайне приятных диссонансов. Собственно, такая ситуация меня немного расстроила, ведь нельзя же команде, знаменитой своим когда-то ярким тематизмом, бряцать столько времени квинтаккордами в одной и той же тональности, переигрывать старые риффы, да ещё и перемежать это пресными и безликими темами, лучше подошедшими бы какой-нибудь второсортной ню-метал группе (например, тема на 0:43 вещи The End Of The Line).

Помимо бесцветных риффов, построенных вокруг равномерно жужжащих квинтаккордов, присутствуют и откровенные тематические штампы (пример: тема с "All Nightmare Long", звучащая на 6:41-6:42 после длительной трэшевой пульсации). Вынужден признать, что в плане тематизма альбом не дотягивает ни до "классической тройки", ни до "Metallica", на мой взгляд одного из лучших альбомов в рок-музыке по силе тематизма. Это удручает, потому что выразительный мелодизм всегда был одним из главных коньков Металлики, по крайней мере, в глазах слушающих масс, а на Death Magnetic вся выразительность, по сути, взята с предыдущих альбомов. В дополнение к этому куда-то попрятались хорошие, запоминающиеся, выразительные вокальные мелодии. Для подобной музыки мелодическая линия вокала очень важна, ибо она является одним из главных средств проведения основной или вспомогательной темы, отлично разнообразя и обыгрывая монотонный рокот "тяжёлых" квинт. Без этого музыка становится пресной и какой-то бесцельной, как курица с отрубленной головой. Действительно запомнилась мне разве что основная вокальная тема из Unforgiven III (Металлика умудрились немного использовать её и на The Day That Never Comes, частично изменив мелодическую линию) и буквально пара-тройка партий тут и там (например, порадовавшая меня тема в начале и на 5:33 Suicide & Redemption) -- это мизер по сравнению с предыдущими альбомами.

Многие темы сыграны в среднем темпе, частенько с грувом, и мне вообще непонятно, за что в данных местах цепляться уху -- драйва и энергии там маловато (не хочу обижать старичков, но в этом плане им много кто даст фору, те же Hatebreed), звучащий на альбоме "забой" не шибко убедителен, грув ничем особым не отличается. В итоге выходит, что в тематическом плане есть всего понемножку (в рамках того, что Металлика исторически демонстрировала), и ничего из этого "понемножку" Death Magnetic до уровня "золотых" творений группы в плане тематизма не вытягивает. Во многих "забойных" местах звучащее напоминает мне Slayer времён "Diabolus in Musica", что никак нельзя считать комплиментом.

Чего ещё лично мне не хватает на данном альбоме, так это откровенных диссонансов, контрастирующих с гармонически стройными построениями группы. В тех редких местах, где звучат необычные для Металлики гармонии (припев All Nightmare Long, рифф после начала The Judas Kiss, некоторые темы в Suicide & Redemption), это производит весьма сильное впечатление, после чего всю остальную "гармонию" (sic) слушаешь с энтузиазмом гурмана, пытающегося изглодать кусок черствого мяса. Если раньше вся эта гармоническая стройность и благозвучность музыкального языка Металлики отлично слушалась в музыкальном и культурном контексте тех времён, то сейчас приверженность к подобному лично мне кажется анахронизмом и показателем определённой скудности выразительных средств, из-за чего альбом напоминает вроде бы вкусное, но не посоленное блюдо. В этом плане Металлика консерваторы, а не экспериментаторы, что, в общем-то, хорошо видно по Death Magnetic -- это именно консервативное возвращение к тому, что привычно и приемлемо столь же консервативной публикой.

Если экстраполировать друг на друга всю вышенаписанную критику, и учесть, что альбом успешно инвольтирует к эгрегору Master Of Puppets и ...And Justice For All, то получится, что Death Magnetic релиз неоднородный: он в общем добротный, нередко интересный, частенько репетативный, тотально консервативный и довольно скучноватый. Он безусловно лучше, чем три последних полноформатника группы, но для меня не дотягивает ни до "классической" тройки альбомов (Ride The Lightning, Master Of Puppets, ...And Justice For All), ни, пожалуй, до популярного в широких массах "Metallica". Более того, он звучит как-то не совсем современно и своевременно, что ли, причём это столь же ностальгическая стилизация под "ретро", сколь и невозможность или нежелание идти в ногу со временем. После прослушивания альбома, если честно, мне стало как-то грустно, словно я провёл 74 минуты за просмотром старых школьных фотографий. Тем не менее, альбом, если не припирать его к стенке современного культурного контекста со стволом за пазухой и паяльником в клешнях, безусловно качественный и достойный прослушивания (я даже подумываю его купить на фирменном диске, что о многом говорит). Думаю, многие любители Металлики будут от Death Magnetic в полном восторге. Также подозреваю, что альбом относится к категории "growers" -- то есть, музыки, которая нравится всё больше и больше по мере прослушивания (или, как сказал бы какой-нибудь циник, к которой всё больше и больше привыкаешь как к громкому храпу соседа по комнате или отсутствию нормальной еды в мужской общаге).

Тем не менее, встречающиеся мне в сети наивные щенячьи восторги по поводу Death Magnetic я по изложенным выше причинам не разделяю. Сейчас не конец восьмидесятых и не начало девятостых, чтобы пускать слюни по поводу Cyanide или The End Of The Line; "тяжелая" музыка не стоит на месте, она развивается и идёт вперёд, а не топчется на ещё тёплом пепелище былого наследия. Для сравнения: включив новый альбом Shai Hulud в качестве фона для какого-то не очень интеллектуального занятия, я был буквально выдернут в музыкальную реальность на первой же композиции. Включив новую Металлику на "переднем плане", мне захотелось заняться чем-нибудь более интеллектуальным -- например, написать этот текст. Лично для меня это определённый и, как ни странно, довольно объективный показатель интересности слушаемой музыки.

И всё-таки, несмотря ни на что, главная проблема альбома для меня в том, что он не зацепил меня так, как цепляли другие альбомы. Отсюда и все поиски недостатков, и прочая критика (NB: музыкальным критиком я себя не считаю). Если музыка действительно цепляет и глубоко трогает, то в ней особо не ищешь недостатков, а найденное прощаешь. Этому же альбому я могу простить что-то лишь за восхитительную Suicide & Redemption, и кое-что по мелочам за Unforgiven III и несколько других небезнадёжных вещей и моментов. Всё остальное вполне тянет на "добротного середнячка" и местами подаёт определённые надежды на будущее, о котором я гадать не буду. На чём и позвольте завершить сий не шибко, зараза, короткий обзор альбома "Death Magnetic" группы Metallica.

Tags: reviews
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments